СЦЕПНЫЕ ШАРЫ И ВСТАВКИ
Общие сведения
Фаркопом называется тягово-сцепное приспособление, предназначенное для надежного соединения автомобиля и прицепа. Сцепное устройство под шар 50 мм европейского стандарта имеет различную конструкцию, которая зависит от его назначения и массы перевозимого груза. Помимо отличий относительно грузоподъемности, фаркопы различаются по типу крепления. Конструкция типовых конструкций тягово-сцепных приспособлений постоянно совершенствуется, постоянно появляются новые модели и варианты. Однако, существует два фиксированных типа сцепной головки легкового прицепа – это съемная модель и несъемная, от которых отталкиваются производители всего мира.
Разновидности сцепных шаров
В настоящее время сцепные головки для прицепов разделяются на две категории:
- европейский тип;
- американский тип.
Европейские сцепные устройства представлены в следующих модификациях:
- стационарного расположения, сцепной шар или крюк фаркопа для фаркопа крепится к раме автомобиля на постоянной основе при помощи сварки или болтового соединения (условно съемные устройства). Данная вставка фаркопа получила наибольшее распространение среди автомобилистов, благодаря своей мобильности;
- быстросъемные устройства – это специальные вставки с головками фаркопа, монтаж которых выполняется без специального инструмента. В квадратную трубу вставки фаркопа вставляется палец со шплинтом для фиксации. Есть различные варианты с разной высотой. Получил широкое распространение в странах Европы и устанавливается на фаркопы американских автомобилей;
- фланцевого типа, представляют собой специальную площадку, которая крепится при помощи сварки или болтов к раме автомобиля. Пластина фаркопа с шаром имеет варианты с разным расстоянием от земли, замок сцепной головки и несколько отверстий необходимых для закрепления шарового узла на основании.
Все шары фаркопа, пластины буксировочные и крюки фаркопа могут быть дополнительно оснащены защитным колпачком для сцепной головки и противоугонным замком для сцепного устройства надетого на шар фаркопа авто.
Вставка на фаркоп под американские автомобили имеет следующую конструкцию:
- надежная рамная конструкция из толстостенного металла, что прикрепляется к раме транспортного средства;
- к подготовленной раме крепится приемник квадратного или прямоугольного сечения;
- в подготовленном крепежном отверстии рамы при помощи специального фиксатора закрепляется кронштейн;
- на кронштейн устанавливается пластина фаркопа с шаром под сцепку. Данный узел может иметь несколько размеров.
Широкое применение в среде автолюбителей получили следующие модели сцепных головок, вставок, крюков и пластин фаркопа:
- шар фаркопа ALBE;
- головка фаркопа Bakker;
- крюк фаркопа Auto-Hak;
- вставка фаркопа Auto-Hak;
- пластина с шаром на фаркоп Auto-Hak;
- буксировочная пластина с головкой Bakker;
Как выбрать тягово-сцепное устройство под определенные характеристики
Для правильного подбора комплектующих частей прицепного устройства (вставки фаркопа) следует учитывать следующие особенности:
- способ крепления сцепной головки прицепа;
- предел допустимой нагрузки – общая масса прицепа (1500, 2000 и до 3500 кг);
- расстояние между болтами для буксировочной пластины фаркопа;
- для американского типа фаркопа расстояние от земли до шара (стандартное значение 35 – 40 см);
- для крюков учитывается: длина, расстояние между болтами, предельная нагрузка (до 2500 кг), высота крепления от поверхности земли.